Президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы
Президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы рав Пинхас Гольдшмидт
С Божьей помощью
воскресенье, 28 Адара 5774 года
Величественному благородному благотворителю, первому и главному среди праведников, г-ну Герману сыну Рашбиля Захарьяева, да хранит его Господь
Благословение и мир и всего доброго
Я хочу выразить в письме свое мнение о Вашей программе в отношении празднования Дня капитуляции нацистов, да будут стерты имя их и память о них, и будут они преданы анафеме на веки веков, в день 26 Ияра 5705 года. Действительно, народы мира отмечают этот день 8 мая на Западе и 9 мая на Востоке. Но Ваша инициатива предлагает, чтобы и сыны Израилевы в Израиле и во всех странах Диаспоры отмечали в будущем этот день 26 Ияра. Без сомнения, Вам известно, что когда после создания Государства Израиль хотели отмечать день Холокоста, появились разногласия в отношении того, когда и как отмечать этот день. Также было предложено сделать этот день постом, но, по мнению нескольких великих раввинов, и среди них Хазон Иш (да благословенна будет память праведника), по ряду причин, скрытых и озвученных, эта идея их не удовлетворила. День всеобщего Кадиша, установленный Главным раввинатом Израиля для тех, кто не знал, когда произносить Кадиш по их родным, чья дата смерти не была известна, со временем потерял свою актуальность и был забыт, поскольку и поколение сыновей жертв Катастрофы ушло.
Ваша инициатива отличается по своей сути тем, что предлагает превратить эту памятную дату в День Спасения и Освобождения. Действительно, мы находим у религиозных авторитетов, определяющих мнение еврейского закона по спорным или новым вопросам, и, в частности, у раввина Авраама Данцига, автора трактата «Хаей-Адам», что те, с кем свершилось чудо, вводили «свой» Пурим при условии, что жители их городов и их потомки согласны были отмечать в честь чуда Пурим. Таким образом, история знакомит нас с более двумя десятками различных «Пуримов», которые отмечал еврейский народ. Например, Сарагосский Пурим, «Пуримди Буда», Каирский Пурим и т.д. — в память о спасении евреев этих общин от смерти, погромов, насильственного перехода в чужую веру, сожжения и пр. Также я видел, как в предыдущем поколении несколько раввинов постановили празднование Пурима в 4-й день месяца Элула 5704 года — день, когда они были спасены Красной армией от уничтожения нацистами. Тем не менее, я незнаком с общинами, отмечающими чем этот день и сегодня.
Вместе с тем понятно, что по отношению к европейскому еврейству невозможно и недостойно праздновать этот день, как, например, День победы гоев, поскольку он не был Днем победы для нас – это был конец злоключений и уничтожения. Мы также потеряли более 6 миллионов евреев – около трети нашего народа. Среди погибших были величайшие авторитетные теологи и знатоки Торы, и поэтому будет непристойно придать этому Дню освобождения статус праздника Пурима.
В любом случае стоит отмечать этот день подобно празднику Песах, как освобождению из рабства, как сказано: «Вывел нас из рабства на свободу, из порабощения – к вызволению, из траура — к празднику», несмотря на то, что там погибли десятки тысяч сынов и дочерей Израиля. А для немногих евреев, уцелевших от Холокоста, этот день стал днем освобождения из лагерей смерти и выходом из укрытия на свободу, «и сгинуло зло подобно дыму, и на Израиль даже пес языком не пошевелит», и союзники осудили и наказали этих злодеев.
Так что, безусловно, есть место для благодарения Всевышнего, что благословен будет за то, что нечестивцам не удалось уничтожить нас, как они спланировали это. И если бы не победа войск союзников во главе с армией Советского Союза, где служили около 500 000 сынов нашего народа, из которых 200 000 пали в боях за освобождение Европы от нацистского порабощения, не осталось бы на земле Европы ни одной живой еврейской души.
Поэтому, после того как еврейские мыслители на нашей Святой земле одобрили эту инициативу, и я приветствую ее. Она заслуживает того, чтобы день 26 Ияра ежегодно отмечали молитвами и мольбами и небольшим весельем, с тем, чтобы и будущие поколения знали о том, что случилось с нашим народом. И если этот день выпадет на пятницу или субботу, необходимо перенести мероприятия на предшествующий им четверг, подобно посту Эстер. Нет никакой причины, чтобы не предварить события и тем самым предотвратить нарушение Субботы, которое может быть связано с проводимыми мероприятиями.
Также в этот день достойно будет открывать синагоги и проводить торжественное внесение в них свитков Торы и освящать имена святых (да отомстит Всевышний за их кровь), с тем чтобы восполнить утраченную треть нашего народа, уничтоженного во время Катастрофы. Поздравляю Вас и с Божьей помощью попрошу моих коллег европейских раввинов при- соединиться к Вашей инициативе во всех синагогах Европы.
С уважением к Вам, Пинхас Гольдшмидт