Письма раввинов

26 Ияра признан международным сообществом.

Декларация была подписана главными раввинами мира

Пинхас Гольдшмидт

Президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы

Президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы рав Пинхас Гольдшмидт

С Божьей помощью

воскресенье, 28 Адара 5774 года

Величественному благородному благотворителю, первому и главному среди праведников, г-ну Герману сыну Рашбиля Захарьяева, да хранит его Господь

Благословение и мир и всего доброго

Я хочу выразить в письме свое мнение о Вашей программе в отношении празднования Дня капитуляции нацистов, да будут стерты имя их и память о них, и будут они преданы анафеме на веки веков, в день 26 Ияра 5705 года. Действительно, народы мира отмечают этот день 8 мая на Западе и 9 мая на Востоке. Но Ваша инициатива предлагает, чтобы и сыны Израилевы в Израиле и во всех странах Диаспоры отмечали в будущем этот день 26 Ияра. Без сомнения, Вам известно, что когда после создания Государства Израиль хотели отмечать день Холокоста, появились разногласия в отношении того, когда и как отмечать этот день. Также было предложено сделать этот день постом, но, по мнению нескольких великих раввинов, и среди них Хазон Иш (да благословенна будет память праведника), по ряду причин, скрытых и озвученных, эта идея их не удовлетворила. День всеобщего Кадиша, установленный Главным раввинатом Израиля для тех, кто не знал, когда произносить Кадиш по их родным, чья дата смерти не была известна, со временем потерял свою актуальность и был забыт, поскольку и поколение сыновей жертв Катастрофы ушло.

Ваша инициатива отличается по своей сути тем, что предлагает превратить эту памятную дату в День Спасения и Освобождения. Действительно, мы находим у религиозных авторитетов, определяющих мнение еврейского закона по спорным или новым вопросам, и, в частности, у раввина Авраама Данцига, автора трактата «Хаей-Адам», что те, с кем свершилось чудо, вводили «свой» Пурим при условии, что жители их городов и их потомки согласны были отмечать в честь чуда Пурим. Таким образом, история знакомит нас с более двумя десятками различных «Пуримов», которые отмечал еврейский народ. Например, Сарагосский Пурим, «Пуримди Буда», Каирский Пурим и т.д. — в память о спасении евреев этих общин от смерти, погромов, насильственного перехода в чужую веру, сожжения и пр. Также я видел, как в предыдущем поколении несколько раввинов постановили празднование Пурима в 4-й день месяца Элула 5704 года — день, когда они были спасены Красной армией от уничтожения нацистами. Тем не менее, я незнаком с общинами, отмечающими чем этот день и сегодня.

Вместе с тем понятно, что по отношению к европейскому еврейству невозможно и недостойно праздновать этот день, как, например, День победы гоев, поскольку он не был Днем победы для нас – это был конец злоключений и уничтожения. Мы также потеряли более 6 миллионов евреев – около трети нашего народа. Среди погибших были величайшие авторитетные теологи и знатоки Торы, и поэтому будет непристойно придать этому Дню освобождения статус праздника Пурима.

В любом случае стоит отмечать этот день подобно празднику Песах, как освобождению из рабства, как сказано: «Вывел нас из рабства на свободу, из порабощения – к вызволению, из траура — к празднику», несмотря на то, что там погибли десятки тысяч сынов и дочерей Израиля. А для немногих евреев, уцелевших от Холокоста, этот день стал днем освобождения из лагерей смерти и выходом из укрытия на свободу, «и сгинуло зло подобно дыму, и на Израиль даже пес языком не пошевелит», и союзники осудили и наказали этих злодеев.

Так что, безусловно, есть место для благодарения Всевышнего, что благословен будет за то, что нечестивцам не удалось уничтожить нас, как они спланировали это. И если бы не победа войск союзников во главе с армией Советского Союза, где служили около 500 000 сынов нашего народа, из которых 200 000 пали в боях за освобождение Европы от нацистского порабощения, не осталось бы на земле Европы ни одной живой еврейской души.

Поэтому, после того как еврейские мыслители на нашей Святой земле одобрили эту инициативу, и я приветствую ее. Она заслуживает того, чтобы день 26 Ияра ежегодно отмечали молитвами и мольбами и небольшим весельем, с тем, чтобы и будущие поколения знали о том, что случилось с нашим народом. И если этот день выпадет на пятницу или субботу, необходимо перенести мероприятия на предшествующий им четверг, подобно посту Эстер. Нет никакой причины, чтобы не предварить события и тем самым предотвратить нарушение Субботы, которое может быть связано с проводимыми мероприятиями.

Также в этот день достойно будет открывать синагоги и проводить торжественное внесение в них свитков Торы и освящать имена святых (да отомстит Всевышний за их кровь), с тем чтобы восполнить утраченную треть нашего народа, уничтоженного во время Катастрофы. Поздравляю Вас и с Божьей помощью попрошу моих коллег европейских раввинов при- соединиться к Вашей инициативе во всех синагогах Европы.

С уважением к Вам, Пинхас Гольдшмидт

Давид Лау

Главный раввин Израиля

Главный раввин Израиля Давид Лау

27 адара-алеф 5774 года

27 февраля 2014 года

Достопочтенный г-н Герман Гавриэль Захарьяев,

Мира и благословения

69 лет назад, 26 Ияра 5705 года, после бурных дней и мглы на Земле, с Божьей помощью и безграничной милостью Его удалось уничтожить силы Зла, разрушившие полмира и уничтожившие около 6 миллионов наших братьев - сынов Израилевых. Эта победа привела к освобождению евреев из лагерей смерти, их выходу из подполья и лесов. Те, кто скрывался под чужими именами, могли в тот день открыть свое истинное лицо и узнать о своем еврействе.

Народы мира отметили тот день как исторически важное событие. Во всей Европе от- мечают эту знаменательную дату - 9 Мая.

Символическим является и тот факт, что 26 Ияра началась и Шестидневная война. И тогда мы стали свидетелями спасения Всевышнего.

И теперь Вы задумали доброе начинание - установить День молитвы в соответствии с датой еврейского календаря, и поэтому я пишу это письмо в поддержку Вашей благословенной инициативы. И дай Господь, чтобы молитвы вознеслись к Волению высшему пред Б-гом, внимающим молитве, Зло будет уничтожено на Земле, и мы удостоимся дней, когда «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

С уважением, Давид Лау, главный раввин Израиля

Берл Лазар

Главный раввин России рав Берл Лазар

С Б-жьей помощью

Канун Шабата, 2 Ияра 5774 г.

Приветствие

Сказал мудрейший из людей, царь Шломо, своей книге Экклезиаст: «И увидел я преимущество света перед тьмой».

Преимущество света становится очевидным и явным именно «перед тьмой», в состоянии тьмы и потери ориентиров. И чем сильнее тьма, тем большую значимость имеет свет.

В последних поколениях не было тьмы страшнее, чем ужасная Катастрофа, которой подвергся еврейский народ, ставшая одной из самых темных страниц нашей истории. Однако именно побывав в состоянии такой тьмы, мы получили истинное понимание и способность ценить свет.

Каждый еврей, спасшийся из этого ада, каждый уголёк, избежавший полного сожжения, является лучом света, пробивающимся сквозь сгустившуюся вокруг тьму. Помимо жгучей боли по убитым, вместе с молитвами в память погибших святых евреев, мы обязаны вознести благодарность Творцу за тех, кого Он явным чудом спас, за тех, кто вопреки всякой логике выжил.

Мы обязаны возблагодарить Всевышнего за чудеса, за тех, кто воспрянул из пепла и праха, за иссохшие кости, по воле Творца вновь покрывшиеся плотью, наполнившиеся духом и породившие новые поколения, детей и внуков.

Наши Мудрецы рассказывают в трактате Сангедрин, что еврейский царь Хизкиягу мог стать Мошиахом, однако на Небесах воспротивились этому, так как он не счел необходимым отблагодарить Всевышнего за совершенные Богом чудеса. К сожалению, ему не было дано стать Избавителем.

Будучи окруженными тьмой, мы должны признать чудеса, которые Бог свершил с нашим народом, отблагодарить Его и воспеть Ему славу.

Каждый еврей, спасшийся из оврагов смерти, независимо от своего положения является совершенным творением рук самого Бога и обязан возносить Ему хвалу. Про каждого еврея сказано: «Народ Твой все праведники… Они – росток насаждений Моих, творение рук Моих, которыми горжусь».

Каждый еврей, независимо от степени, в которой он соблюдает предписания Торы, даже если огонь его души еще не разгорелся, даже если его душа пока еще еле тлеет и совсем не видна, как уголёк под слоем пепла, – был создан Творцом: более того, он создан ради Самого Творца.

Само существование еврейского народа как «одинокой овцы среди семидесяти волков», выжившего после всех ужасов Катастрофы, является живым, наглядным чудом Творца и самим своим существованием молвит славу Всевышнему. Само наличие еврея в мире является рассказом о величии Творца.

Я хочу благословить нашего уважаемого друга, всегда первого во воех добрых начинаниях, г-на Германа Гавриэля Захарьяева и поблагодарить его за инициативу установления Дня Победы над нацистами по еврейскому календарю, 26 Ияра, дня, когда Советская армия сокрушила немцев и привела к спасению еврейского народа, - Днем молитвы и благодарности Творцу Вселенной.

Этот сборник молитв, изданный под названием «Благодарить и хвалить Твое Великое Имя», поможет нам выполнить свою обязанность возносить Богу хвалу и благодарить Его.

Дай Бог, чтобы в самом скором будущем мы удостоились петь Богу самую главную песнь в истории, с немедленным приходом полного и окончательного Избавления, которое состоится в самом скором будущем.

Берл Лазар, главный раввин России

Ицхак Йосеф

Главный сефардский раввин Израиля

С Б-жьей помощью

4 Адара-алеф 5774 года

Я приветствую и поддерживаю благословенную инициативу установления 26-го дня месяца Ияра в качестве Дня молитвы, благодарения, восхваления и прославления Творца за Его многочисленные благодеяния, за то, что в этот день удалось нанести поражение силам нацизма, да будут они прокляты и преданы анафеме на веки веков. Силы, намеревавшиеся уничтожить всех евреев, детей и женщин, но Святой Б-г наш пожалел нас и спас оставшихся в живых сынов Израилевых.

Я видел молитвы, составленные ко Дню освобождения и победы; трактат просьбы и благодарения, «Нишмат коль хай», актуальные главы Теhилим, и за это будут благословлены все, кто трудился над этим.

Следует строго соблюдать порядок произнесения вышеуказанной формулировки – лишь после произнесения «Мы обязаны восхвалить» в конце молитвы, а не посредине, поскольку формулировка молитвы, которую мы произносим изо дня в день, связана с порядком миров в соответствии с Каббалой, и поэтому его нельзя изменять.

Так давайте же будем признательны нашему дорогому и благородному другу, много сделавшему для Торы и свидетельства ее, совершающему деяния и поступки для общего блага, славному среди благочестивых, достопочтенному благодетелю, страстно любящему Тору и ее мудрецов, уважаемому господину Герману Гавриэлю Захарьяеву, да хранит его Г-сподь, за его благословенную инициативу организации дня признания, да будет благословлён Вс-вышним.

Дай Б-г, чтобы Вс-вышний внял нашим молитвам, чтобы были удостоены вечного искупления, сейчас и в скором будущем. Амен.

С благословением Торы, 

раввин Ицхак Йосеф

Исраэль Меир-Лау

Главный раввин и председатель раввинского суда Тель-Авив-Яффо, председатель правления «Яд ва-Шем»

С Б-жьей помощью

8 Нисана 5774 года, 8 апреля 2014 года

В 26-й день месяца Ияра 5705 года - 9 мая 1945 года - силы антифашистской коалиции одержали победу над нацистской Германией. С тех пор эта дата, 9 мая, была установлена как День победы во Второй мировой войне. Всё человечество празднует этот день как день, когда мир с легкостью вздохнул, когда власть зла исчезла на Земле.

Для евреев Европы эта победа пришла слишком поздно, после того, как большая часть европейского еврейства была уничтожена. Из труб крематориев поднимался дым, и только следы преступлений остались, чтобы поведать об ужасе.

Мы, выжившие в Катастрофе, остались страдальцами и скитальцами - один из города, двое из семьи - голодными, одинокими, лишенными всего. Мир праздновал День Победы, а мы оплакивали семью, и друзей, и мир, который был уничтожен.

Благодаря Г-споду и Его спасению спасшиеся восстали из пепла, препоясали чресла, построили дома и создали семьи. Многие из них удостоились репатриироваться на родину наших отцов. Уважаемый благотворитель, много сделавший для Торы, г-н Герман Гавриэль Захарьяев (да хранит его Г-сподь!) задумал благое дело: установить 26-й день месяца Ияра в качестве Дня молитвы и благодарения за то, что благодаря Вс-вышнему не закончился род наш, ибо нескончаемо Его милосердие. Спешу поздравить его и поддержать его благословенную инициативу. Это еще один способ увековечивания памяти о Катастрофе и важное выражение благодарности Праведникам народов мира и воинам, сражавшимся с нацистским чудовищем и победившим его.

Да поможет ему Вс-вышний продолжить в несколько раз более выполнять заповеди и благодеяния на общее благо и на благо каждого еврея, и чтобы успех сопутствовал всем его начинаниям, и да пребудет с ним Вс-вышний. 

С глубоким уважением, раввин Исраэль Меир Лау